Привалова Марина

ТУЛА-МОСКВА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТУЛА

«Ты на игрушку едешь?»

«На тульскую? Да на кой мне это надо?! Мы в Москву собираемся!»

Думаю, вы и сами были свидетелем или участником подобного разговора. Доходит, порой, до того, что «тульская игра» становится синонимом дешевой низкопробной поделки, не заслуживающей большого внимания, на которую легко забить, либо готовиться к ней спустя рукава. Отчего так? Попробую разобраться.

Начнем с самого начала – с планирования времени на будущий сезон. Любой нормальный ролевик строит планы, куда и когда поехать играть (надо подгадать отпуск, рассчитаться с учебой, уладить дела с семьей…) Часто ли отменяются игры в Москве? Не очень. А в Туле? Опыт последних лет демонстрирует массовую отмену крупных проектов (из недавнего – «UFO», «Передел», «Золото Сибири»…). Уже невольно опасаешься – а вдруг опять? И не хочется связываться с неопределенностью. А еще, к сожалению, нам не хватает хороших, качественных, сложных игр, которые могли бы заинтересовать опытных игроков, уставших от бесконечных детских сериалов. Ведь нормально человек начинает играть лишь через несколько лет. Игрок растет, а игры – нет. И он вынужден искать счастья на чужой стороне, а вот и Москва – под боком, три часа и ты там. В итоге в Туле мы собираемся на маленькие легкие однодневки или на крохотные элитарки по личному приглашению мастера (самый выигрышный вариант – все игроки как на подбор, роль продумана и вписана в игру, атмосферность и антураж гарантированы).

А чего же мы ожидаем от среднестатистической тульской игры (кстати, еще до того как увидели правила)?

Допустим, мастер из кожи вон лез, писал интересные правила для своей новой игрушки. Он, казалось, продумал все – захватывающий сюжет, простые модели, классный антураж. А в итоге на полигоне опять (подчеркнуть нужное): разборки во время каждой боевки; неприкаянные новички, не знающие, куда деваться; прикиды а ля штора с дыркой, джинсы и кроссовки; по литру бухла на брата; орки и эльфы даже на киберпанке…

Господа игроки!

Начнем с себя. Как давно мы ездили на «домашнюю» игрушку именно поиграть? То есть: подали вовремя заявку и взнос, продумали и согласовали с мастерами легенду, озаботились нормальным прикидом, а на полигоне не стебались, не вспоминали «как славно мы в прошлом году…», не пили, не тусовались с друзьями, не поигрывали от случая к случаю, а именно играли? Самозабвенно, искренне, увлеченно, непрерывно. Мешают какие-то раздолбаи – так это мы и есть. Читай с начала абзаца.

Лично от себя могу заметить, что многие игры, которые потом ругали, оказались для меня великолепными только потому, что я играла, и мир отвечал мне взаимностью. Ну не мешают мне тогда и раздолбаи всякие, и мастерские ляпы, и бардак на полигоне.

Господа мастера!

Опять же, начнем с себя. До тех пор, пока мы не будем выкладываться при подготовке игры на двести процентов, качественных игр не будет. Игрок не прощает объяснений типа «игру отменили – нет заявок» (значит, плохая реклама была), «я не мог с вами встретиться» (расшибись, но если тебя ждут, так будь добр), «это никому оказалось не интересно» (не зажег людей, значит). Игроков надо уважать, но и не потакать им. Только мастер может приучить игрока к дисциплине: не надо пропускать людей без заявок, прикида, подготовки. В конце концов и нормальный игрок скажет: «А почему ему можно, а мне нельзя?»

И еще надо вспомнить про частый бардак на полигоне, начиная с очиповки и заканчивая несостоятельностью казалось бы самых элементарных моделей (а вот, поди ж ты, не работает, как задумал). А как часто у нас игру делает слаженная мастерская группа, члены которой тщательно просчитали игру заранее, исправили все ошибки, ничего не забыли, согласованно действуют?

Хотя верно и следующее: Москва пользуется популярностью, так как предоставляет игроку широкий ассортимент игрушек на любой вкус, и даже самая экзотическая тема уж хоть сотню человек с европейской России да соберет. А как у нас? От большинства выходящих за традиционные рамки тем игроки бегут как черт от ладана (неполный список причин: не разбираюсь в теме, не интересно, неохота да и сложно готовиться, нет прикида…) А мастер – живой человек, ставит на кон свое свободное время, энтузиазм, деньги; и не хочет опять разочароваться на выходе, когда игра отменится из-за недобора заявок. И ставит очередную серию знакомой игры, наверняка уж соберущую свои несколько десятков игроков. Или вынужден по всякому изворачиваться, чтобы замаскировать свои идеи под популярным имиджем, лишь бы игрок не догадался, что ему на самом деле предлагают. Московским мастерам подобные извращения и не снились.

Что в итоге?

Сидит себе мастер, придумывает будущую игрушку. И посещает его светлая мысль: «А на кой напрягаться? Поставим очередную «бегалку – мечами махалку – пострелюшку», и дело с концом. Все равно эти игроки как всегда…»

Сидит себе игрок, читает листок правил: «А на кой напрягаться? Возьму единственный дрын и плащ, заявку прям на полигоне отдам – на что она мастерам нужна. Все равно эти мастера-козлы как всегда…»

Замкнутый круг.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: МОСКВА

«Как тебе московская игрушка?»

«Вау! Круто! Две тыщ-щи человек! Все так красиво! Такие доспехи!! Прикиды!!!..»

Сразу оговорюсь, я не за Тулу, и не за Москву – я за хорошие игры. Теперь продолжим.

Что такое для туляка московская игрушка? Возможность увидеться со старыми знакомыми из других городов, на людей посмотреть – себя показать, в солидной качественной игре поучаствовать… Стоп, стоп! С этого места, как говорится…

Известно, что до определенного числа человек в группе процессы, происходящие в ней, весьма непредсказуемы и зависят от личностных особенностей конкретных людей. В большой же группе начинают работать законы статистики. В этом кардинальное отличие крупных игр от небольших локальных. К чему я это? А вот к чему. Мастерить большую игру проще, нужно лишь умело манипулировать статистическими данными. И лажа не так заметна, а то, что мастер-региональщик может впервые появиться в своей команде только к концу второго дня игры, что самое страшное оружие может попасть в бой безо всякой чиповки, что игрок может никогда и не увидеть своего игрового паспорта, что на фиг там кому ты нужен – приезжай без заявки, подготовки и играй – так это все издержки производства. Так почему же на тульской игре мы так верещим в подобных ситуациях?!

Из игроков московскому мастеру известны лишь пара десятков (максимум) именных персонажей, остальные – общая масса, безликая толпа. Видимо, многим прикольно чувствовать себя частью толпы (по жизни что ли этого мало?). Отзывы о масштабных игрушках двоякие: либо «все круто, ну вот все-все!», либо «да как бы ничего, но вот поиграли-то нормально только те, кто был на ведущих ролях, а остальные…»

Хотя надо признать, что здорово ощущать вокруг биение полнокровной жизни мира, или рубиться в числе сотни таких же латников, или наблюдать за турниром, где участвуют десятки рыцарей, или попасть на королевский прием в числе тысячи приглашенных. Но вот только мне не хочется быть третьим справа в пятом ряду.

Немножко о боевке. Может и не мне рассуждать (я же женщина!), но покажите мне того, кому реально в кайф получить сотрясение мозга, отслоение сетчатки, выбитый глаз, сломанные руки-ноги-ребра и прочие прелести жесткой боевки на текстолите, дюрале и т.д. Пусть текстолитовый меч красивее, чем буковый, но игра все же игра, а вот здоровье одно и по жизни. Предвижу крики «надо доспех носить» и «не суйся в бой без шлема». Возразить трудно да и не нужно, все верно это. И доспех и шлем необходимы для безопасности. Но это не значит, что в боевке после этого должны приветствоваться откровенные хамство, грубость и жестокость. Да, так было в истории, но это же игра, а не смертоубийство!

Прикиды… «А мы сидели у костра, и я думал, а вдруг москвичи заметят, что у меня кафтан не из натурального бархата!» Серьезно, почти цитата. Не скрою, очень люблю и не перестану любить красивые качественные прикиды. Но нельзя же сводить к абсолюту, что у нас все фуфло, а вот они круты немерено. На «Диком Огне» вовсю шлялся принц в роскошном колете и дурацких джинсах. Конечно, десять классных костюмов скорее бросятся в глаза, чем сотни других – таких же, как обычные тульские тряпки с дыркой. И кстати, сравните-ка среднюю зарплату в Туле и Москве и прикиньте сумму, которую ролевик готов выложить за развлечение. Сравнение не в нашу пользу. И то, наши команды всегда серьезно готовятся к выездным играм. Может, и на тульских играх, благодаря Москве, появятся хорошие костюмы?

Справедливости ради скажу, что две московские игры вошли в число лучших игр, которые я посетила за многие годы участия в ролевках. «Пути Возрождения» и «Заповедник гоблинов». На обеих было менее сотни человек, считай – маленькие московские элитарки. Вторая из них, пожалуй, лучшая игра их всех, что я видела – шедевр атмосферности, образец мастерения и организации. Знаю, что из туляков на ней были лишь трое, зато в нынешнем году довольно средний «Ведьмак» был удостоен поистине королевского внимания*.


ОСТАТОК

Каковы же итоги всех этих размышлений? Нужно играть, нужно мастерить. Прежде всего в Туле, чтобы быть на высоте везде. Было время, когда наши игрушки собирали обширную географию – Владимир, Москва, Калуга… И вместо того, чтобы плакать об упадке ролевого движения в Туле, можно просто приезжать играть на родную игрушку с нормальной заявкой, в нормальном прикиде. И мастерить в Туле интересные разнообразные игры. И радует, что есть люди, которые именно так поступают.



Hosted by uCoz